ОП РФ приготовила заключение о нарушениях закона при истребовании жилых помещений органами власти и муниципалитетами от граждан. Похожая мера используется властями, когда жилье было приватизировано с нарушениями закона, а затем реализовано иному гражданину, в частности в случаях неоднократной продажи. Так, палата призывает суды остановить существующую практику и пересмотреть раньше принятые решения об изъятии жилых помещений у честных покупателей и их выселении.
Это предложение стало итогом мониторинга множественных претензий граждан на решения суда о выселении из принадлежащих им квартир, права на которые по различным причинам были потеряны публичными собственниками. Дело в том, что гражданско правовое регулирование в качестве одного из способов защиты собственности предполагает возможность хозяина сообщить виндикационный иск – изъять свое имущество из чужого противоправного обладания (ст. 301 ГК Российской Федерации). Наряду с этим хозяин в праве виндицировать принадлежащее ему имущество в частности и у честного покупателя, в случае если права на имущество выбыли из обладания кроме воли владельца (ч. 1 ст. 302 ГК Российской Федерации). К случаям аналогичного выбытия относится и противоправная приватизация. Одновременно с этим, последние в цепи собственников покупатели, в большинстве случаев, не причастны к воровству жилья и оказываются ее обладателями после совершенной преступниками сделки продажа- жилья либо нескольких таких сделок. Острый момент есть в том, что жилые помещения изымаются с предстоящим выселением граждан и участников их семей без представления другого жилья либо с представлением компенсации, которая не разрешает купить новое жилье. Так, большой размер таковой компенсации сейчас образовывает 1 миллионов рублей. (ч. 2 ст. 31.1 закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не обращая внимания на то, что суды время от времени занимают позицию граждан (решение Нагатинского райсуд г. Москвы от 23 ноября 2012 г. по делу № 2-6879/12, решение Нагатинского райсуд г. Москвы от 10 октября 2013 г. по делу № 2-5237/12), практика судов по этому вопросу складывается двусмысленно. Помощник секретаря ОП РФ Александр Музыкантский выделил на состоявшемся 24 сентярбря в ОП РФ круглом столе, что ВС РФ за последние пять лет четыре раза менял свою позицию по вопросу о том, кто и что обязан обосновывать (либо опровергать) при установлении судом добросовестности покупателя (п. 38 Распоряжения ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, появляющихся в практике судов при разрешении споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав", Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 2 ноября 2010 г. № 5-ВПР10-55, Обзор практики судов по делам, связанным с истребованием жилых помещений от честных покупателей, по искам государственных органов и муниципальных органов власти, п. 133 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О употреблении судами некоторых положений разделения I части первой ГК РФ"). Добавим, что ЕСПЧ в аналогичных делах занимает позицию подателя заявления (Распоряжение ЕСПЧ от 6 декабря 2011 г. по делу "Гладышева против Российской Федерации" [Gladysheva v. Russia] (претензия № 7097/10), Распоряжение ЕСПЧ от 29 января 2015 г. по делу "Столярова против Российской Федерации" [Stolyarova v. Russia ] (претензия № 15711/13).
О проблеме нарушения прав честных покупателей высказывался и Глава государства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выступая на пленуме ОП РФ, состоявшемся 23 июня, глава страны прямо объявил, что ситуация идёт вразрез Конституции РФ и неприятности, появившиеся из-за ненадлежащего выполнения государственными органами своих функций, нельзя перекладывать на честных покупателей. По результатам совещания глава государства тёк ряд поручений, в частности касающихся развития юридических механизмов защиты честных покупателей. Так, руководству было поручено до 1 декабря этого года приготовить совместно с ОП РФ подобающие предложения, а ВС РФ было рекомендовано до 1 ноября этого года обобщить практику судов по виндикационным искам властных органов, и вдобавок приготовить предложения по развитию юридических механизмов защиты честных покупателей.
Минюст Российской Федерации во выполнение поручений главы государства пересматривает пару вариантов предложений, поведала Светлана Усольцева, ведущий советник Отдела гражданско правового регулирования Департамента экономического закона Министерства Юстиции Российской Федерации. В первую очередь учреждение исходит из потребности увеличения верности записей в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Напомним, что сейчас запись в ЕГРП о праве собственности на квартиру финального приобретателя не является бесспорным подтверждением его добросовестности. Одним из вероятных сценариев имело возможность бы стать ввод принципа "бесповоротности", либо неоспоримости записи в реестре для удостоверенных нотариусом сделок. Благодаря этого одного обстоятельства присутствия записи в реестре будет достаточно для обоснования того, что гражданин при покупке жилья действовал добросовестно. Но, как подчеркнула представитель Министерства Юстиции Российской Федерации, официальная позиция учреждения по этому вопросу пока не выработана.
Александр Музыкантский обратил внимание на недостатки закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О госрегистрации недвижимой собственности", который начнет функционировать с 1 января 2017 года (потом – закон о регистрации недвижимой собственности). Так, согласно точки зрения специалиста, новый закон понижает подтверждающее значение госрегистрации прав на недвижимую собственность. Прежде всего это согласовано с уменьшением периодов, отводимых на осуществление регистрирующих операций. По новым правилам с 1 января 2017 года регистрирование права будет занимать семь рабочих суток (девять – при подаче пакетов бумаг через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих суток (семь – при подаче пакетов бумаг через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих суток (12 рабочих суток – через МФЦ) (п. 1-5 ч. 1 ст. 16 закона о регистрации недвижимой собственности). Общественники ставят под сомнение возможность в столь маленькие периоды исполнить качественно нужные регистрирующие деяния. "Собственность для человека – база его жизни, а для бизнесмена – база бизнеса. Бизнес-замысел не составляется на 15 дней и экономия в пару суток не в состоянии оказать большого воздействия на учреждение. Любой бизнесмен произнесёт, что пускай предпочтительнее 30 суток проверяют, но тогда и полученный документ о праве собственности будет настоящим", – убеждён общественник.
Глава 1го отдела Управления участия прокурорских работников в гражданском и арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ Надежда Квитко и вовсе думает, что нужно отойти от практики виндикации жилья у честных покупателей. "Утрата одной квартиры для города не столь болезненна, как утрата квартиры гражданином", – разъяснила адвокат. У публичных собственников, согласно ее точке зрения, имеется и другие методы защиты собственности , кроме виндикации. Так, к примеру, орган власти может стребовать вред с преступника, осужденного за махинации в процессе приватизации. Но одновременно с этим, добавила Надежда Квитко, несправедливо возлагать ответственность за обман только на органы регистрации, поскольку новейшие технологии разрешают мошенникам фальсифицировать документы так качественно, что даже экспертиза не всегда способна определить обстоятельство подлога.
Смотрите также хороший материал в сфере
обеспечение охраны труда на предприятиях. Это вероятно может оказаться весьма интересно.